В свой профессиональный праздник они угощали кашей

Праздники – это всегда хороший повод встретиться с друзьями, родственниками, сходить в гости или принять гостей у себя. В старину 8 и 9 января было принято собираться на «бабьи каши» в гостях у повивальных бабок. В эти дни отмечали праздник Рода, рожаниц и, конечно же, повитух.

Кто же они – эти повивальные бабки и почему славяне особым образом отмечали этот день? Праздник «бабьих каш»  имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей.  Женщины с детьми, приносили повитухам подарки и угощения: пироги, блины.

каши

Праздничная трапеза у повивальных бабок часто проходила с вечера «до белого света» или растягивалась на пару дней. Хозяйка варила для гостей кашу  из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко».  В этот день стригли первые волосы детям. Особую еду готовили в честь прославления бога Рода. В Болгарии этот праздник назывался Бабин день. В некоторых районах страны его отмечают и  по сей день. Рано утром к повитухе идут матери, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Во дворе, где живет «бабка», проводится ритуал «умывания рук». Женщины приносят с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар. При этом ритуале  стараются поднять как можно больше брызг с наговором, который защищает ребёнка от болезней и несчастий. Есть такая поговорка: «Бабка повивальная – в деревне всем родня дальняя». Слово повивать имело значение перевязывать, обвивать (пуповину). А  повивая пуповину малышу, прививали ему судьбу.

Женщина в бане

Поэтому далеко не каждой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой и находится в не детородном возрасте. Во-вторых, повитухой могла быть только та женщина, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девица. Она обязательно должна была быть  ловкой  и умелой, как говорили «с руками».

При первых схватках роженицы повитуха  растапливала баньку, чтобы облегчить роды, снять болевой спазм, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами. Удивительно, но наши древние прабабушки могли принимать самые сложные роды. Например, с помощью определенных манипуляций переворачивать в утробе неправильно лежащего ребенка. Особым требованием к повивальной бабке было ее честное имя и мягкий характер. К  родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие себя супружеской изменой, не склочные. Считалось, что иначе можно нанести вред  здоровью и  будущей судьбе новорожденного.  Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

Пеленашки

На Руси, защищая от возможной   беды ребенка, повитуха часто помогала матери изготовить специальных обереговых кукол. Во время родовых схваток,  роженица  делала семь куколок «пеленашек». Они согревали еще не родившемуся ребенку люльку и были защитой от сглаза.

Собираясь 8 и 9 января у повитухи на «бабьи каши» женщины за разговорами, за неспешной трапезой мастерили и других обереговых куколок: «бессонницу» – оберег на крепкий здоровый сон у младенца, «кормилку» – оберег  на сытость, на обильное молоко в материнской груди, «сестер лихоманок» – защиту от болезней.  Кукол лихоманок  делают 12 штук, по числу месяцев в году. У каждой есть свое имя.

Вообще, лихоманки в славянской мифологии – это  дочери богини Мораны. Выпущенные на волю зимой, в мороз, они, трясясь от холода, прячутся в домах поближе к теплу и несут  болезни и смерть людям.  С этими неприятными сестрицами связан один важный обряд, который так же исполняла повитуха. Через неделю после «бабьих каш» 15 января повивальную бабку приглашали в дом для смывания лихоманок, очищения от болезней. Обязательно такой обряд совершали в домах, где  были больные или часто болеющие дети. Воду для очищения дома повивальная бабка брала святую, водокресную, добавляла заговоренную соль и золу из купальского костра. Затем протирала притолок дома, читая специальные заговоры. Нередко эти женщины лечили детей и взрослых лекарственными отварами, правили больные спины, давали мудрые советы.

Лихоманки

Повивальные бабки были  и  лекарями,  и духовными наставницами и авторитетными  женщинами, их считали   уважаемыми родственницами. А как же иначе, если им доверяли самое главное в жизни – рождение ребенка. Не зря у наших предков был специальный день, посвященный повитухам и почитанию Рода. И хоть повивальных бабушек нынче нет,  и за медицинской помощью мы обращаемся к дипломированным специалистам, до сих пор все, что связано с рождением ребенка, с детьми вообще, с нашим домом является  сакральным.

 

Текст: Ольга Морковкина.

С  древних времен дошел до нас добрый и чисто женский обычай – делать из ярких лоскутков обереговых кукол. Забавные, симпатичные обереговые  куколки станут замечательным  талисманом. Узнать о древних  славянских традициях, собственноручно изготовить обереговую куклу можно в Первом музее славянской мифологии.

Мы ждем вас по адресу: пер. Нахановича, 15.

тел.52-79-50

подробности в разделе посетителям.