Главные экспонаты: 12 сокровищ Музея

В новый год с новой рубрикой!
Дорогие друзья! В этом году мы запустили новую познавательную рубрику «Главные экспонаты: 12 сокровищ Музея». Каждый месяц вы будете узнавать интересные факты об удивительных этнографических экспонатах, которые находятся в нашем музее.
Экспонат сентября

В рамках проекта музея «Экспонат месяца» представляем ручную мельницу.
Мельница – это старинный механизм для перемалывания зерна в муку.

Иванов Н.С. «Крестьянка с ручным жёрновом». 1840-е годы.

Как она работает? Главные элементы мельницы – два каменных жернова с выбитыми на них желобками. При помощи ручки верхний жёрнов, или бегун, вращается, и зерно перетирается между ним и нижним жёрновом. По желобкам мука «стекает» в специально приготовленную чашу или мешок.  

Вплоть до 30-х годов прошлого века подобные ручные мельницы были в каждой крестьянской семье. Хозяйка дома 1-2 раза в неделю молола на ней муку. Так часто потому, – что мука в течение 3-4 дней сохраняет свои питательные качества, остаётся «живой». Пообедав ломтём испечённого из такой муки хлеба и стаканом парного молока, человек вполне мог насытиться.

Интересные факты.

Существует мнение, согласно которому жёрнов, возможно, является более древним изобретением по сравнению с колесом. А колесо изобретено позднее как некое «производное» от жёрнова.

Желобки у жерновов нужно было время от времени углублять, так как они разрушались от долгого использования

Верхний и нижний жернова должны быть одинаково сбалансированными. Их правильное расположение важно для обеспечения помола муки высокого качества.

Часто одной и той же ручной мельницей пользовалось несколько поколений семьи.

Современные электрические кофемолки и блендеры – далёкие потомки ручной мельницы.

Пословицы о мельнице:

  • Жернова сами не едят, а людей кормят.
  • Хорошие жернова всё мелют, а плохие сами смелются.
  • Стара мельница, а не безделица.
  • Голова без ума, что мельница без зерна.
Экспонат августа

В рамках проекта музея «Экспонат месяца» представляем, пожалуй, главное орудие труда крестьянина – серп. Не зря в гербе Советского Союза серп вместе с молотом был символом единства крестьянства с рабочим классом.

Серп – один из древнейших сельскохозяйственных инструментов, Это своеобразный нож с обратным изгибом, он использовался с глубокой древности для уборки злаков и заготовки кормов для скота.

Пимоненко Н.К. «Жатва на Украине», 1896 г.

Первые серпы изготавливались из деревянной изогнутой палки со вставленными в нее острыми кремневыми лезвиями. Деревянная часть расщеплялась, в трещины вставлялись плоские острые камешки, затем вся конструкция помещалась в воду, древесина разбухала и зажимала осколки кремня. В некоторых регионах мира деревянную палку заменяла челюсть крупного животного.

Современный вид серп обретает в XVIII веке. Он состоит из деревянной рукоятки, которая не скользит и не проворачивается в руке, не «боится» солнечного света и не бьется при падении инструмента. Рассохшуюся от времени рукоять можно закрепить, замочив инструмент в воде, или, в крайнем случае, заменить на новую. Классический серп имеет лезвие с сужающимся концом, которое крепится к рукоятке. В более поздний период на лезвии делались зазубрины для более эффективной работы. Гладким лезвием трава срезалась, а зазубренным – перепиливалась.

Главное назначение серпа – жатва, скашивание колосьев хлебных злаков. Именно с этой целью он был изобретен и совершенствовался не одно тысячелетие.

Серп, имеющий изогнутую форму, появился не случайно, это помогало распределить усилие по всей поверхности. Таким образом, усилие жнеца распределялось равномерно, и можно было работать практически без остановки, лишь с небольшими перерывами, в течение целого светового дня. Нормой считалась уборка примерно 150 квадратных метров за час.

Техника работы серпом оттачивалась на протяжении огромного времени. Жатва с помощью серпа описана во множестве литературных произведений, увековечена в работах художников.

Процесс жатвы можно разделить на три этапа:

  • Отделение части стеблей растений с помощью заостренного конца лезвия.
  • Захват отделенных стеблей левой рукой примерно на уровне их середины.
  • Срезание захваченных в пучок стеблей. Движение должно быть плавным, без резких рывков, это нисколько не ускорит работу, лишь потребует излишней энергии жнеца.

Серп является достаточно опасным инструментом. В неумелых руках он способен нанести серьезную колотую или резаную рану, прежде всего, самому жнецу.

Интересные факты:

  • С глубокой древности во многих странах серп, наряду с цепом или топором, являлся оружием восставших крестьян.
  • Вплоть до 50-х годов прошлого века во многих регионах нашей страны хлеб убирали при помощи серпа.
Экспонат июля

В рамках проекта музея «Экспонат месяца» представляем один из символов русского традиционного костюма.

Коко́шник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы. Диалектные варианты названия: кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска.

Название произошло от древне-русского слова «кокошь» (курица).

Маковский К.Е. «Боярышня у окна», 1890-е гг.

На своей картине Константин Маковский немного приукрасил действительность. На самом деле, в таком парадном наряде с кокошником домашней работой никогда не занимались — кокошник могли вынимать из сундука раз в год для торжественного случая. Вероятно, боярышня, как может, изображает трудолюбие в ожидании важных гостей или сватов.

Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.

Обычно кокошник надевали в праздники, в будни ограничиваясь ношением повойника. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними.

Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. «В художественном строе русского национального костюма кокошник играл значительную роль, венчая собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники» (Р. М. Кирсанова. Костюм в русской художественной культуре).

Одна из версий происхождения кокошника – скифско-сарматская. Причём,  скифские женщины носили кокошник формой напоминавший петушиный гребень – от лба к затылку.

Известен со времен Древней Руси. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.

В Новое время вплоть до 1920-х сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой). Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребёнка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный».

В царствования Александра II и Александра III проходили пышные театрализованные постановки на тему русской истории, демонстрировалась роскошь костюма. Пиком этой моды стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в „оперном“ стиле русские кокошники».

Экспонат июня

В рамках проекта музея «Экспонат месяца» представляем одно из главных орудий труда крестьянина – косу-литовку.

Коса — это инструмент индивидуальный и требует настройки под её владельца-косаря. При правильной настройке и соответствующих навыках косьба в течение продолжительного времени не вызывает заметной усталости, хотя при этом задействовано большое количество мышц. Коса как бы сама косит траву, издавая при этом чистый, звонкий звук. Рукоятка (лучок) изготавливается из черёмухи или ивы. Косовище (черенок косы) изготавливается из ели (реже берёзы или сосны).

пеикчрк

А. Пластов. «Сенокос». 1945

Интересен тот факт, что коса должна срезать стебли травы как бритва. Для того, чтобы сделать лезвие косы тоньше, её сначала отбивают (то есть подвергают наклёпу), а только потом подтачивают. Отбивку осуществляют молотком на специальной подставке (бабке) которую вбивают острой частью в чурку (пенёк). Правильно отбитая коса  выдерживает семь-восемь часов косьбы.

Коса использовалась для скашивания зерновых. Но, главное, — для заготовки сена (скашивания трава).

Косят традиционно с утра (при покосе на сено, когда косьба продолжительная — только с утра), когда нет дневного зноя, лучше всего до схода утренней росы. Роса  выполняет роль смазки, уменьшающей и силу трения и, соответственно, усилия косаря.  Существует такая поговорка — «Коси коса, пока роса; роса долой — коса домой».

Интересные факты

11 (22) мая 1721 года Пётр I издал указ «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами».

Своим названием коса-литовка обязана технологии её изготовления. Кованые косы постепенно заменялись литыми, т.е. отлитыми в формах.

Лезвие косы способно издавать звук, напоминающий колокольный перезвон.

Для одной коровы нужно накосить от 5 до 6 тонн сена на зиму.

В дореволюционной России были целые артели косарей, которые нанимались на работу на время сенокоса. Продвигаясь с юга на север страны в течение лета, они весьма неплохо зарабатывали.

Сенокошение было одним из любимых занятий художника Аркадия Пластова. Даже будучи 80-летним, он оставлял мольберт и кисти, брал косу и шёл помогать колхозникам.

Экспонат мая

В рамках проекта музея «Экспонат месяца» представляем нашу замечательную соху-кормилицу.

Соха — деревянное пахотное орудие типа у славян — с широкой рабочей частью (рассохой). Соха была двух видов: оснащённая двумя железными сошниками или без них.  В верхней части имелись оглобли, в которые запрягали лошадь. Главное отличие от плуга в том, что соха не переворачивала пласт земли, а лишь отваливала его в сторону. По сравнению с плугом соха требовала при пахоте меньшего тягового усилия лошади, но бо́льших физических усилий и мастерства от пахаря. Глубина обработки почвы сохой — до 12 см. Соха использовалась для пахоты подзолистых почв в зоне хвойных и смешанных лесов, толщина плодородного слоя которых в начале XX века редко достигала 15 см.

Соха, представленная в музее, изготовлена Анатолием Фёдоровичем Горбачёвым, жителем д. Малиновка Кривошеинского района. Анатолий Фёдорович помнит то послевоенное время, когда в сибирских деревнях пахали на такими сохами.

кырны4к6н

Репин И.Е. «Пахарь. Л.Н. Толстой на пашне», 1887 г.

Древнейшие из обнаруженных археологами сошников происходят из раскопок в Старой Ладоге и Новгороде и относятся к концу I тысячелетия н. э.

В русских письменных источниках упоминается со второй половины XIII века. Благодаря универсальности и доступности соха оставалась главным почвообрабатывающим орудием русских крестьян до 30-х годов XX века. Ещё в 1928 году в СССР было 4,6 млн сох. Соха — штучное изделие, которое каждый крестьянин делал на собственном дворе исходя из своих возможностей и потребностей. Была пословица: «Соха на соху, пашня на пашню, лошадь на лошадь, лето на лето не похожи».

Соха с одним сошником и полозом называлась «косуля» и получила распространение на плодородных почвах Владимирской губернии («Ополье»). В лесостепной зоне Украины использовалась соха-рогач с горизонтальным расположением сошников, а в степных районах Сибири — колёсная соха.

В конце XX века соху стали делать полностью из металла. В настоящее время соху продолжают использовать при посадке картофеля, обработке междурядий и других работах на приусадебных участках.

Соха упоминается в стихе Янки Купалы:

Я мужик-белорус, пан сохи и косы.

Экспонат апреля

В рамках проекта музея «Экспонат месяца» представляем один из самых «старых» наших экспонатов – белорусские цимбалы.

Беларусь…. Волшебная страна, красоту которой невозможно описать словами. Её не зря величают синеокой: тысячи рек и озер небесной голубизны являются визитной карточкой страны. Вековая Беловежская пуща, Полесье, золотые поля, ветряные мельницы, а также старинные замки и крепости – это маленькая крупица того, что может впечатлить путешественника, посетившего этот удивительный край. Ещё одной яркой достопримечательностью страны является её самобытная культура (белорусы свято хранят народные обычаи и традиции). Очень красиво звучат мелодичные народные песни, особенно под аккомпанемент цимбал – струнного ударного музыкального инструмента, ставшего символом белорусской культуры, звучание которого украшает все значимые события в жизни народа этой страны. У россиян – баян и балалайка, у американцев – банджо, у французов – аккордеон, у шотландцев – волынка, у армян – дудук, а у белорусов – цимбалы. Этот инструмент является национальным достоянием, к которому в Беларуси относятся с особым трепетом, и искусство исполнения на нем бережно передается из поколения в поколение.

ю

Одайник В. «Музыканты». 1966 г.

Цимбалы – это уникальный инструмент, обладающий богатой музыкальной изобразительностью, он может звучать как фортепиано и как колокола. Светлый и нежный тембральный окрас инструмента, его яркий, но в то же время нежный и долго не затухающий звук чрезвычайно приятен на слух. Цимбалы напоминают русский народный инструмент – гусли. Но существенным различием между двумя этими инструментами является способ извлечения звука: на цимбалах он появляется при ударе по струнам специальными палочками или молоточками.

Интересные факты

  • Цимбалист – так называется музыкант — исполнитель на цимбалах.
  • В эпоху Средневековья в Западной Европе одним из наиболее популярных светских инструментов была разновидность цимбал, под названием псалтерий, который в своей конструкции имел небольшую клавиатуру. Считается, что именно этот инструмент является прародителем современного фортепиано. Библейская книга Псалтырь получила свое название от этого музыкального инструмента, в сопровождении которого декламировались ветхозаветные хвалебные гимны.
  • Выдающийся русский композитор И. Стравинский однажды в ресторане Женевы услышал цимбалы. Звук инструмента так понравился композитору, что он купил себе инструмент и с увлечением научился на нем играть.
  • В Венгрии 3 ноября 1991 года была основана Всемирная ассоциация цимбалистов, главной целью деятельности которой является популяризация инструмента. В организацию входят представители 32 стран Европы, Азии, Америки, Австралии. Это исполнители, мастера по изготовлению инструментов, композиторы, музыкальные издатели и музыковеды. Ассоциация раз в два года в разных странах мира проводит Всемирные конгрессы для обмена опытом и информацией.

Цимбалы, которые находятся перед вами, – один из старейших экспонатов нашего музея. Предположительно, они изготовлены на территории Белоруссии во второй половине 19 века. В Сибири оказались в начале 20 века: привезены переселенцами во время столыпинской реформы. В нашем музее цимбалы появились в 2016 году.

Экспонат марта

В рамках проекта музея «Главные экспонаты: 12 сокровищ Музея» представляем угольный утюг.

Утюг состоит из корпуса, в который помещаются горячие угли. Корпус закрыт крышкой с Г-образной трубой, составляющих единое целое. К корпусу крышка крепится металлическим стержнем, продетым в «ушки». Крышка закрывает корпус при помощи щеколды. На крышке закреплена деревянная ручка. В задней части корпуса есть отверстие для поддува, закрывающееся каплевидной задвижкой. Внутри корпуса — колосник с отверстиями в виде усечённого конуса.

Наш утюг, по-видимому, повидал многое на своём веку. Об этом говорят две металлические «заплатки» на его крышке, прикреплённые при помощи заклёпок, а также потёртости, окалина и ржавчина. На деревянной ручке следы обгорания, вероятно от чрезмерного нагревания утюга.

Представляемый утюг изготовлен предположительно в начале ХХ в. Материал – чугун, техника изготовления – литьё.

утюг

Утюг был изобретён давно. Для разглаживания одежды в древности использовались слегка обработанные нагретые булыжники. В IV веке до нашей эры в Древней Греции были изобретены способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. В труде тюркского филолога Махмуда Кашгари («Диван лугат ат-турк») написанном в Ⅺ веке, есть упоминание об этом предмете обихода: «үтүк – железо в форме лопатки, которое накаливают и используют для прогревания ворса одежды и её разглаживания».

4-6-560x475В XVIII—XIX веках утюги представляли собой металлические сооружения, близкие по форме к современной. Утюги нагревались на газу или в печи. В России до введения в обиход утюгов в эпоху Смуты поляками и литовцами одежда не гладилась. Рубахи и порты из натуральной льняной ткани после стирки и сушки требовалось хорошо размять для придания мягкости и ворсистости. Это осуществлялось оригинальным способом. Бельё наматывалось на скалку, после чего несколько раз тщательно прокатывалось «рубелем» — длинной деревянной плашкой с рёбрами на нижней поверхности и рукоятью на конце. Рубель с характерным стуком перекатывал скалку, рёбра его при этом разминали волокна ткани. Это приспособление называлось также «ребрак», «раскатка», «пральник» и тому подобное.

В прошлом для нагрева утюгов их ставили на печь либо в них (угольный утюг) клали горячие угли. Существовали также спиртовые утюги. В старину утюги преимущественно изготовляли из чугуна. Смысл древнетюркского словосочетания «утюк» складывается из двух значений: «ут» — огонь, «юк» — положить. Первое упоминание об утюге в России встречается в 1636 г. в книге записей царицы Евдокии – супруги царя Михаила Фёдоровича: «Генваря в 31 дня, кузнецу Иванке Трофимову 5 алтын, а он за те деньги сделал в Царицыну палату утюг железный…»

Сто лет назад «углевые» утюги внешне походили на мини-печки: внутри них находились красные пылающие угли. Чтобы обеспечить тягу, сбоку в конструкции просверливали особые отверстия. Порой утюг на углях даже имел отдельную трубу для выхода дыма. Чтобы вновь разжечь уже немного остывшие угольки, в отверстия усиленно дули либо активно размахивали самим утюгом, хотя он был не таким уж и легким.

вриакр

В России в XIX в. часто утюг ставили рядом с самоваром во время приёма гостей. Вместе с самоваром он символизировал достаток в доме.

Известен рассказ одной бабушки из Ярославской области: «Не хотелось мне замуж идти в чужую деревню, а мать уговаривала: «Иди, дочка, в том доме есть угольный утюг!»

В Переславле-Залесском существует частный Музей утюга, где представлены экземпляры XVIII—XX вв. Несколько раз в год в музее проходит Праздник утюга, на котором любой посетитель может испытать утюги в действии.

Большая коллекция утюгов (более 150) хранится в историко-культурном комплексе «Замок Радомысль» (Украина).

 
Экспонат февраля

В рамках проекта музея «Главные экспонаты: 12 сокровищ Музея» представляем знаменитую русскую подкову!

Подкова, которая перед вами, была найдена в июне 2002 года на месте бывшей деревни Ново-Александровка Кривошеинского района, к сожалению, ещё в 70-е годы прошлого века ликвидированной как бесперспективная. Подкова лежала в земле на том самом месте, где когда-то стоял дом Гордеева Егора Устиновича, работавшего в местной больнице завхозом и конюхом. Сейчас эта подкова принадлежит правнуку Егора Устиновича Латыгольцу Егору Сергеевичу и будет передаваться дальше из поколения в поколение как семейная реликвия семьи Гордеевых – Латыголец.

IMG_4491

Подкова предназначена для предохранения копыт лошади от износа и защиты их от травмирующих ударов о твёрдый грунт. В зимнее время подковы, снабжённые шипами, улучшают сцепление копыта с грунтом и предотвращают скольжение. Подкове предшествовали приспособления в виде чулка или башмака из лыка, тростника, кожи, растительных волокон. Укреплялись над венчиком копыта под щёткой верёвками или ремнями. Эти башмаки были непрочны и быстро изнашивались.

artlib_gallery-38308-oПодковывать лошадей впервые стали галлы приблизительно в IV–III вв. до н. э. На Руси подкова известна с VII в. В каждом посёлке, городе были кузнецы-умельцы по изготовлению подков и «снабжению» ими жителей окрестности. В России ковочное дело начало развиваться на государственном уровне после Указа Петра I от 1715 года: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». В 1732 году в село Хорошево под Москвой была открыта первая в Европе коновальная школа.

 

 

подковаС давних времён в самых разных странах подковам приписывают мистические свойства. Подкова – древний символ плодородия и благоденствия. У многих народов мира она не только символ богатства, удачи, счастья и успеха, но и серьёзный оберег дома. Подкову  нужно обязательно найти, лучше в поле или на дороге, а не купить и не принести из конюшни. А ещё принято считать, что если у найденной подковы сохранились остатки гвоздей, которыми она была прибита к копыту лошади, то она в разы увеличивает свою обережную силу!

Как относиться ко всему этому? Способен ли весьма обыденный предмет обладать магической силой? Лучше всех на этот вопрос ответил Нильс Бор, когда его спросили, верит ли великий учёный в то, что подкова над дверью приносит счастье:

«Конечно же, не верю! Но подкова приносит счастье даже тем, кто в это не верит».

Экспонат января

В 2019 году наша «Грязовецкая прялка» отмечает 100-летний юбилей! А это значит, благодаря ей, в этом году в музее стартует новый проект «Экспонат месяца». Наша «юбилярша» изготовлена в Грязовецком уезде Вологодской губернии в 1919 году, видимо, для девочки-подростка. В этой местности столетиями складывались традиции по созданию самых настоящих шедевров. Особенность грязовецкой прялки в том, что ножка и лопаска составляют единой целое, тона рисунка сдержанные, неяркие. В то же время легка, удобна в обращении.

IMG_1807 — копия

В жизни наших предков прялка играла важнейшую роль.
Трудно представить, сколько тонн пряжи наши прабабушки спряли долгими зимними вечерами. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться.

12735_main_foto_1_03Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день Масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а ту, которая упадет с прялки, ожидают неудачи. На время колядок прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи «не испортили».

 

 

art211res

Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а Прялка оказывается связанной с «тем светом». По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям наших предков, прялка охраняла девушек и молодиц от злой встречи, сглаза и порчи. Для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку.

34044528_Moshkin_AntonПожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные зеркальцами, расписные, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Итак, ручная прялка состоит из вертикальной части (лопать, лопатка, лопаска, лопасть), которую украшали росписью и куда привязывается кудель. Горизонтальная часть или донце — место где сидит пряха. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.